Для того, чтобы достичь успехов в рисовании, вам надо постоянно практиковаться. Вы должны помнить, что каждый раз, беря в руки карандаш или ручку и рисуя хоть что-то, ваши навыки обязательно увеличиваются. И количественные изменения рано или поздно переходят в качественные. Самое главное, делать это почаще.
Первое, чему стоит уделять внимание - это постановка руки. Практикуйтесь хотя бы раз в день по 5-10 минут. Для себя я выбрал такие упражнения: Рисование окружностей и эллипсов (как по часовой стрелке, так и против). При этом надо стараться сделать так, чтобы не было "швов", т.е. место соединения начала линии и конца выглядело монолитным. Эллипсы стоит рисовать под разными углами и в разных направлениях. Рисование горизонтальных и вертикальных линий (от себя и к себе). Старайтесь думать только о начале и конце линии, и следить, чтобы линия сильно не прогибалась. Делайте и быстрые и медленные линии, "легкие" и "тяжелые". Экспериментируйте. Рисование параллельных линий (не важно, прямых или кривых). Наверное, одно из самых трудных, но и полезных упражнений. Оно состоит в том, что вы рисуете какую-нибудь линию (прямая, кривая, окружность, эллипс, квадрат и т.д.), а потом пытаетесь рядом с ней (внутри или снаружи) провести точно такую же параллельную ей линию. Медленное и быстрое рисование. Модификация, когда предыдущие упражнения выполняются в разных темпах. Рисование отзеркаленных линий. Подобно третьему упражнению, но вторая линия проводится, как зеркальное отражение первой.
Упражнение по "убийству" мозга. Очень часто, трудно начать рисовать - в голове постоянно жужжит мысль, что ничего не получится, что ничего не выйдет и т.д. В этом случае хорошо помогает такое упражнение: рисование в слепую. Берется листок бумаги. Вы выбираете объект для изображения и начинаете рисовать, не отводя от него взгляда, а карандаша от бумаги. При этом линию надо вести как можно медленней. При регулярном выполнении такого упражнения, ваш мозг, в конечном счете, устанет "критиковать" (типа, что это за ерундой ты тут занимаешься) и не будет постоянно оценивать и мешать рисовать.
Чтобы научиться рисовать, вы должны делать это достаточно постоянно. Но возникает вопрос: а что и как? Я выбрал для себя такую схему: с фотографии, с натуры, по памяти, конструирование. Эти приемы чередуются, чтобы не "замыливать" взгляд и восприятие. Обычно на каждый прием затрачивается неделя - две, после чего я перехожу к практике следующего и т.д. Рисунок по фотографии. Стоит использовать только в том случае, если нет совсем никакой возможности рисовать с натуры. Сразу хочу предупредить об опасности рисовать с фотографии - вы можете начать просто срисовывать и потеряете способность "оживлять" ваш рисунок. Т.е. будете копировать, без всякого творчества. По возможности, не увлекайтесь простым рисованием с фотографии. Лучше делать следующим образом: выбирается изображение (в журнале или просмотрщике) и за две минуты делается набросок с целью ухватить самое основное. Потом берется следующий рисунок, и все повторяется раз 10. Время на рисунок можно варьировать от 1 до 3 минут. Рисунок с натуры. Основная проблема здесь в том, что человека на эту роль найти проблематично (либо деньги платить, либо домашних от дел отрывать), а бытовые вещи начинающим рисовать совсем не интересно. Но здесь я все-таки советую напрячься и обязательно выполнять это упражнение, потому что из всех оно наиболее эффективное. Лучше всего будет, если рисунок с натуры полностью вытеснит рисование с фотографии. Рисование по памяти. Является вариацией первых двух упражнений. Выбираете объект, который будете рисовать. Затем рассматриваете в течение минуты-двух пытаясь запомнить максимум деталей, потом рисуете несмотря на него. Можно подглядывать, но как можно реже. Так вы научитесь запоминать и видеть важные, определяющие детали. Конструирование. Здесь вы ни срисовываете, ни рисуете по памяти. Здесь вы придумываете то, что рисуете самостоятельно. Самое интересно и сложное упражнение. Думаю, комментарии здесь излишни.
Умения, которые, на мой взгляд, стоит в себе вырабатывать. Четкие, профессиональные линии и полный контроль над карандашом. Умение контролировать "легкость" и "тяжесть" штриха. Умение ровно и красиво делать штриховку. Умение разбивать объект рисования на составляющие. Умение работать с пространством и делать перспективные искажения. Умение видеть тени, блики и рисовать их. Умение выделять главные детали. Умение вдохнуть жизнь в рисунок.
Думаю, на первый раз достаточно. Статья, должно быть, получилась достаточно сумбурная, и со временем я ее отредактирую, добавив или убрав некоторые моменты. Но пока, думаю, этого будет достаточно.